Травма развития



Сколько же их на самом деле, этих травм?

Существует несколько классификаций, согласно одной из них травмы можно разделить на шоковые травмы и травмы развития.

Травмы развития возникают в детском и подростковом возрасте. У каждого из нас с рождения есть базовые психологические потребности, необходимые чтобы нормально жить и развиваться. Вот они:

  • потребность в безопасной привязанности (необходимость испытывать чувство безопасности, стабильности и принятия, принадлежности в отношении с кем-то взрослым)
  • потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности (возможность самостоятельно выполнять доступные по возрасту задачи и получать адекватную обратную связь на свои действия)
  • возможность свободно выражать свои потребности и нужды
  • потребность быть спонтанным, играть и наслаждаться жизнью
  • потребность в реалистичных ограничениях и обучению соответствующему возрасту самоконтролю

Травма развития - когда в жизни ребенка не происходит того, что должно было бы происходить
Как видно, эти потребности постепенно разворачиваются при взрослении. Для новорожденного потребность в автономии не актуальна, но когда малыш станет трехлеткой, станет одной из самых важных.

Если потребности ребенка не удовлетворяются (имеется в виду средний, адекватный и реалистичный уровень наполнения этих нужд) или удовлетворяются слишком сильно (неадекватно возрасту - когда, например, пятилетний ребенок становится практически главой семьи и решает, куда семья поедет летом в отпуск и т.д.) - могут формироваться травмы развития.

Невидимка

Важной особенностью травмы развития становится то, что они как бы "невидимы", про них часто не вспоминают, не замечают. Почему?

  • это было всегда. Часто это стиль жизни семьи, атмосфера, в которую ребенок погружен с самого рождения. Он не знает, что должно быть по-другому и может лишь приспосабливаться к тому что есть. Ребенок в семье алкоголиков не знает, что для ребенка вредно участвовать в драке между родителями, но он так живет, и лишь повзрослев может обнаружить что у других детей этого нет.
  • это началось и происходило слишком рано. Мы не помним себя в раннем возрасте. События, произошедшие до возраста 3х лет обычно исчезают из памяти в результате перестройки памяти (синаптический прунинг).
  • это было связано не с яркими эмоциями страха, которые помогают лучше запоминать, а с чувствами одиночества, скуки, непонимания происходящего, собственной ничтожности, плохости ит.д. Они переживаются по-другому и к ним вообще не хочется лишний раз возвращаться.


Как их обнаружить?

Логичный вопрос, особенно после замечания что они часто не замечаются. Обнаружить их можно, и не только сделать видимыми, но и попробовать что-то сделать с ними.
Итак, самый обычный путь, в психотерапии, после того как переработаны более яркие, видимые "шоковые" травмы, все же остается что-то еще, что мешает жить. Исследование этих моментов может натолкнуть на гипотезу о наличии травмы развития. Для уточнения можно использовать детские воспоминания, вопросы из интервью о привязанности, опросник неблагоприятного детского опыта, опросник дисфункциональных схем Янга.

Исцеление

И следующий шаг - исцеление, уменьшение последствий. Есть разные методы, которые работают с травмами развития. Я использую протокол EMDR по работы с ранней травмой, разработанный Сандрой Полсон и элементы AF-EMDR (сфокусированная на привязанности EMDR), которую развивает Лорел Парнелл.

Фатеева Анна
www.traumaterapia.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий