
Сколько же их на самом деле, этих травм?
Существует несколько классификаций. Согласно одной из них травмы можно разделить на шоковые травмы и травмы развития.
Травмы развития возникают в детском и подростковом возрасте.
У каждого из нас с рождения есть базовые психологические потребности, необходимые, чтобы нормально жить и развиваться.
Вот они:
- потребность в безопасной привязанности (необходимость испытывать чувство безопасности, стабильности и принятия, принадлежности в отношении с кем-то взрослым)
- потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности (возможность самостоятельно выполнять доступные по возрасту задачи и получать адекватную обратную связь на свои действия)
- возможность свободно выражать свои потребности и нужды
- потребность быть спонтанным, играть и наслаждаться жизнью
- потребность в реалистичных ограничениях и обучению соответствующему возрасту самоконтролю
Как видно, эти потребности постепенно разворачиваются при взрослении. Для новорожденного потребность в автономии не актуальна, но когда малыш станет трехлеткой, станет одной из самых важных.
Если потребности ребенка не удовлетворяются (имеется в виду средний, адекватный и реалистичный уровень наполнения этих нужд) или удовлетворяются слишком сильно (неадекватно возрасту - когда, например, пятилетний ребенок становится практически главой семьи и решает, куда семья поедет летом в отпуск и т.д.) - могут формироваться травмы развития.
Невидимка
Важной особенностью травмы развития становится то, что они как бы "невидимы", про них часто не вспоминают, не замечают.
Почему?
- это было всегда.
Часто это стиль жизни семьи, атмосфера, в которую ребенок погружен с самого рождения. Он не знает, что должно быть по-другому и может лишь приспосабливаться к тому что есть. Ребенок в семье алкоголиков не знает, что для ребенка вредно участвовать в драке между родителями, но он так живет, и лишь повзрослев может обнаружить, что у других детей этого нет. - это началось и происходило слишком рано.
Мы не помним себя в раннем возрасте. События, произошедшие до возраста 3 лет обычно исчезают из памяти в результате перестройки памяти (синаптический прунинг). - это было связано не с яркими эмоциями страха, которые помогают лучше запоминать, а с чувствами одиночества, скуки, непонимания происходящего, собственной ничтожности, плохости и т.д. Они переживаются по-другому, и к ним вообще не хочется лишний раз возвращаться.
Как их обнаружить?
Логичный вопрос, особенно после замечания, что они часто не замечаются. Обнаружить их можно, и не только сделать видимыми, но и попробовать что-то сделать с ними.
Итак, самый обычный путь - в психотерапии, после того как переработаны более яркие, видимые "шоковые" травмы, все же остается что-то еще, что мешает жить. Исследование этих моментов может натолкнуть на гипотезу о наличии травмы развития. Для уточнения можно использовать детские воспоминания, вопросы из интервью о привязанности, опросник неблагоприятного детского опыта, опросник дисфункциональных схем Янга.
Исцеление
И следующий шаг - исцеление, уменьшение последствий.
Есть разные методы, которые работают с травмами развития. Я использую протокол EMDR по работе с ранней травмой, разработанный Сандрой Полсон и элементы AF-EMDR (сфокусированная на привязанности EMDR), которую развивает Лорел Парнелл.